Охота на евробляхи: какие штрафы готовят для водителей авто с иностранными номерами?

Подбираются политики и к решению проблемы евроблях – обсуждают даже, сколько придется заплатить за легализацию машин. Какую цену предлагают чиновники? И на что согласны сами владельцы машин с еврономерами? Разбиралась Елена Зорина.

Среди таксистов и рядовых автомобилистов. Литовцы, поляки и чехи – в Украине – повсюду.

“Я працюю в Чехії, мені так підходить, вона дешевша”, – говорит Игорь, владелец автомобиля с иностранной регистрацией.

Кто-то, как Игорь, выезжает каждые 5 дней – выстаивая очереди на границе.

“Не зовсім зручно, але закон – є закон”, – говорит Игорь, владелец автомобиля с иностранной регистрацией.

Кто-то правдами и неправдами получает разрешение ездить в Украине на год. В схеме – доверенности, заграничные компании или граждане-иностранцы:

“С участием евроблях происходит процентов 15 аварий в Киеве. В принципе, сколько их ездит по Киеву, примерно столько аварий и происходит”.

Ежедневно, рассказывает автоэксперт Влад Антонов, а полиция подтверждает, в столице регистрируются аварии с участием евробляхеров. Отправляемся в авторейд. И вот – первый случай. Литовский “Мерседес” въехал в патрульный “Рено”.

“Я перестраивался с одного ряда в другой, загорелся красный. Машина эта остановилась, а я как раз смотрел направо, уступят мне дорогу или не уступят. Провтыкал и уперся”, – говорит Валентин, водитель.

“Накладка бампера зправа і незначна вм’ятина”, – говорит патрульный

Кто заплатит за ремонт вот этого “Хюндая”, а заодно и “Лексуса” – пока неясно. В две припаркованные машины въехал польский нерезидент.

“Из машины выползло 6 тел, человек 2 из них были пьяны – это было видно. Один из них был за рулем”, – говорит Варвара Молчанова, пострадавшая.

Варвара и второй пострадавший автовладелец теперь ожидают суда. Но покроет ли ущерб виновник – большой вопрос.

“У них доверенность, владелец в Польше. У этого водителя не было прав, он уже был лишен прав за вождение в нетрезвом состоянии”, – говорит Варвара Молчанова, пострадавшая.

Есть страховка и хотя бы какие-то документы, – большое везение.

“Водители часто скрываются с места, когда ситуация серьезная, когда речь идет о пострадавших, о большом ущербе. В случае с еврономерами – очень трудно установить, кто был за рулем”, – утверждает Влад Антонов, автоэксперт.

Да и наказать за езду на автомобиле без растаможки, говорят юристы, почти невозможно.

“Коли поліцейський бере в руки техпаспорт, де особа в нього вписана, але фактично перевірити, коли автомобіль заїхав на територію України він не може”, – говорит Игорь Липявка, адвокат.

Изменить эту ситуацию в очередной раз решили в парламенте. Предлагают ввести акциз для автомобилей с иностранной регистрацией и “драконовские” штрафы.

“В любому разі – сума розмитнення буде сягати десь 2500 – 3000 євро. Загальна сума! Ми зробили за всю історію країни найбільш ліберальну ставку”, – утверждает Нина Южанина, глава комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики, соразработчик законопроектов.

Для каждого авто – свой тариф. Чем новее – тем дешевле. Формула простая: базовая ставка – 50 евро для бензиновых и 75 для дизельных машин, эту сумму нужно умножить на объем двигателя и возраст авто. Выходит, что поставить на учет 5-летний бензиновый “Мерседес-Бенс” можно будет за 500 евро. А вот растаможка 20-летнего дизельного “Фольксвагена-пассат” почти с таким же объемом двигателя обойдется в 2850 евро. За езду на машине с просроченным сроком транзита предусмотрен штраф – до 170 тысяч гривен с лишением прав.

В организации, которая занимается защитой прав евробляхеров, говорят: растамаживать машины владельцы готовы. Но с цифрами не согласны. Акцизы на старые иномарки порой вдвое выше, чем стоимость самих машин.

“Зараз в Україні приблизно 3 мільйони автомобілів. Якщо ці 3 мільйони заплатять по ті ж самі 500 євро, ви просто порахуйте, що тільки 15 мільйонів євро прийде до бюджету України. Не потрібно нам робити пільги. Зробіть, будь ласка, так щоб це було зручно і корисно для кожного українця”, – говорит Олег Ярошевич, глава общественной организации “Авто Евро Сила”.

Помимо удобства – это еще и хорошо отлаженный бизнес. Купить евробляху можно, даже не выезжая за пределы Украины. Дорогой внедорожник, шикарный кабриолет или просто рабочая лошадка – что закажете. Оформление – вопрос максимум на час.

Окраина Киева. Именно здесь, рядом с овощными лотками – рынок по продаже автомобилей с европейской регистрацией. И купить евробляху, говорят, также просто, как помидоры. Были бы деньги!

Вот это сейчас мы и проверим!

По легенде, ищем машину для папы на дачу:

“Не дорого? Чтоб все колеса? – Ну да! – Есть!”

Старенькие иномарки в большинстве, говорят, пригнаны из Германии, зарегистрированы в Литве. Вот этот внедорожник – гордость продавцов, за него просят 8,5 тысяч евро. Ездить в Украине, уверяют, можно без растаможки – только ежегодно штраф нужно заплатить:

“Она будет на таможне на вас. Если вы не выезжаете, то 8 тысяч каждый год платите”.

Нам предлагают самый дешевый вариант – вот этот 19-летний универсал:

“Даже кондиционер есть? – Конечно! За 2 тысячи отдам. – Если мы решаемся? Как мы оформляем ее? – Прямо на месте! Смотрите, документы прямо здесь. Техпаспорт, техосмотр на 2 года. Оттуда дается генеральная доверенность, вот вместе с печатями, просто здесь пишешь данные вашего отца, вас, можем, любовника, можно и плюс меня еще!”

За доплату – обещают машину растаможить:

“Через 2 месяца я пишу вот это на вас, фотографирую, паспорт. – А сколько обойдется растаможка? – 250 долларов”.

“Этим занимаются фирмы, организованные группировки, которые имеют “крышу” на таможне, имеют “крышу” в правоохранительных органах, имеют депутатскую “крышу”. Это огромные деньги! Миллиард евро ежегодно наличкой переходят в карманы вот этих евробляха-бизнесменов”, – говорит Олег Назаренко, генеральный директор “Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров”.

Откажутся ли от этого лакомого куска те, кто привык к стабильному заработку, – вопрос. Ведь если введут доступные акцизы для евроблях, с бизнесом дельцам придется распрощаться. Да и что делать с теми машинами, которые уже рассекают по украинским дорогам?

“Щоб розмитнити цей автомобіль потрібно зняти з обліку в іншій країні, знайти того власника, який його зніме з обліку, дасть відповідний дозвіл, аж потім офіційно його тут розмитнити. То як особа його тут купила невідомо в кого, невідомий власник, він не знайде кінця-краю”, – говорит Игорь Липявка, адвокат.

Штрафы и запреты, говорят эксперты, могут породить новые коррупционные схемы.

“Элементарно автомобиль фиктивно сдать в ремонт, получить какую-то справку, что автомобиль в ремонте, если вас остановили, вы можете сказать – я еду вот на СТО, чиниться”, – рассказывает Влад Антонов, автоэксперт, руководитель сайта dtp.kiev.ua

“Для тих машин, які сьогодні на території України потрібно запропонувати простий механізм – заплатити кошти в державний бюджет і зареєструвати в МВС”, – говорит Оксана Продан, член комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики.

В парламенте с судьбой евробляхеров медлят. Законопроекты хоть и появились, но на этой неделе их даже не смогли включить в повестку дня. И пока “литовцы” и “поляки” спокойно колесят по украинским дорогам.

Источник

Можливість коментувати відключена.