Журналіст журналу Forbes.Ua звернулась до мене за коментарем щодо необхідності зміни спрощеної системи оподаткування, посилаючись на ініціативи МВФ.
Я таких пропозицій МВФ не бачила, то ж прокоментувала тези, викладені журналістом.
Так як у статті на сайті «МВФ советует Украине ликвидировать три из шести групп упрощенцев» викладені не усі мої відповіді та аргументи, а спрощена система є важливою для мільйонів підприємців, працівників та їх сімей, публікую тут усі питання та відповіді щодо цієї теми, які надала журналу.
Журналіст:
Несколько ключевых рекомендаций касаются системы упрощенного налогообложения в Украине. По мнению Фонда, эта система в Украине неэффективна, сразу по нескольким причинам.
Во-первых, потому что в мировой практике упрощенная система должна обеспечивать малому и среднему бизнесу упрощенное администрирование налогов, а не снижение налоговых ставок как таковых (ибо второе, в сочетании с возможностью бизнеса выбирать, на какой системе налогообложения работать, создает стимулы для минимизации налогообложения). В Украине же все происходит прямо наоборот – налоговое бремя для единоналожников значительно ниже, в то время как администрирование, напротив, очень обременительное. Особенно – в 4,5 и 6 группах, где применяется налог с оборота для бизнеса.
Ответ О.Продан
На самом деле суммарно процент отчислений плательщиками единого налога с оборота значительно выше, чем плательщиками налога на прибыль. Соотвествующие расчеты были сделаны в 2011 году на базе данных ГНСУ и , если надо, я могу их предоставить. По всем налогам, которые включены в единый, суммарно с оборота на общей системе уплачивают плательщики в бюджет меньше, чем плательщики единого налога с оборота. Но, к сожалению, налоговикам это не интересно, так как при едином налоге возможности коррупции и исскуственного привлечения к ответственности плательщиков, минимизированы.
Журналіст:
Кроме того, по мнению МВФ, диапазон применения упрощенной системы налогообложения в Украине – беспрецедентно широк, и в Украине на едином налоге могут находиться довольно крупные предприятия (с оборотом до 20 млн грн и числом сотрудников до 50 человек), которые вполне в состоянии уже вести «нормальный» налоговый учет.
Ответ О. Продан:
Я абсолютно уверена, что Вы процитировали сейчас позицию украинских налоговиков.
В Европе к малому бизнесу относятся предприятия с колличеством занятых до 200 человек, поэтому 50 для них не много. А что касается разрешенного оборота, то в начальном варианте, который. отрабатывался в 2011 году, максимальный оборот был 5 млн. И уже в 2012 году, действительно не по инициативе малого бизнеса, были введены 5 и 6 группы с оборотом 20 млн. Но и ставки в этих группах 5 и 7 процентов с оборота, такой налоговой отдачи на общей системе нет и близко!
Журналіст:
В связи с этим, МВФ дает Украине несколько рекомендаций:
1. Увеличить налоговую нагрузку для Групп 1 и 2 системы упрощенного налогообложения, поскольку фиксированный размер налога в них является низким – даже если само по себе предприятие высокодоходное.
Ответ О. Продан
Налоговая нагрузка на предпринимателей 1 и 2 групп на 10 процентов, как в Кодексе, а еще и с единым социальным взносом 36,6 процентов, то есть суммарно 46,6 от минимальной зарплаты. Разве это мало при доходе ( не прибыли ! ) до 150 000 гривен в год?
Журналіст:
2. Уменьшить диапазон упрощеной системы для групп 2 и 3. По мнению МВФ, в рамках третьей группы должны работать лишь те предприятия, оборот которых ниже порога НДС (поскольку в других странах предприятия-плательщики НДС не могут работать на упрощенной системе).
Ответ О. Продан:
Во второй группе нет НДС, есть в 4 и 6, все они работают исключительно с полным учетом, без возможности минимизации налогообложения через оказание услуг, но – без коррупционного налога на прибыль. При этом налоговая отдача на этих группах значительно выше налоговой нагрузки у плательщиков налога на прибыль.
Журналіст:
3. Ликвидировать систему упрощенного налогообложения для 4,5 и 6 групп. Они, по мнению специалистов Фонда, предлагают высокую налоговую нагрузку, а потому не пользуются популярностью среди предпринимателей.
Ответ О. Продан:
Действительно, 5 и 6 группы не пользуются популярностью. Но Вы описываете противоречащие тезисы – то налоговая нагрузка слишком мала на упрощенке, то слишком высока в этом вопросе. Правда в том, что 4 группа дает возможность малому бизнесу работать с большим без минимизаций и оптимизаций, но и без мегавозможностей для коррупции налоговиков. 5 и 6 группы имеют действительно высокую нагрузку и до сотни плательщиков готовы платить 7 процентов с оборота, при полном учете. Почему нет? Я уверена, что на общей системе они не дадут и 3 процентов в бюджет, но зато добавят в личные бюджеты контролеров.
И последнее.
В 2011 году упрощенка была сильно изменена, были исключены все возможности для минимизации налога на прибыль через единый налог, напомню, проект закона был внесен не депутатами, а Правительством Н. Азарова!
А продолжает раздражать упрощенка в первую очередь правительственных фискалов, и именно потому, что минимизирует возможности их коррупции. Предприниматели часто готовы платить больше за спокойную и независимую работу, именно эту возможность дает единый налог. Поэтому они и продолжают ссылаться на единый налог как на преграду для наполнения ими бюджета, хотя это не правда (если речь идет о государственном бюджете). Для МВФ же основными принципами , определенными его Уставом, является развитие предпринимательства и базы налогообложения, что и предусмотрено действующей упрощенной системой налогообложения.
Підписуйтесь!