Нынешнее правительство одной из своих главных задач называет реформирование (оптимизацию) не только центральных органов власти, но также их региональных представительств. Коснулся данный процесс и Государственного комитета технического регулирования и потребительской политики.
Чтобы узнать о всех тонкостях предстоящих изменений, наше издание пообщалось с начальником Николаевского областного управления по делам защиты прав потребителей Валерием Владленовичем Дашевским.
Расскажите, пожалуйста, о реорганизации вашей службы.
В. Дашевский: Реорганизация центральных органов власти и их территориальных представительств начата в декабре прошлого года. Был соответствующий Указ Президента Украины.
Если говорить о реорганизации нашей системы, то дополнительно в апреле текущего года вышел соответствующий Указ Президента, согласно которого, оптимизирована центральная система органов власти, в том числе, Государственный комитет технического регулирования и потребительской политики упразднен. И сегодня создается Государственная инспекция рыночного надзора и защиты потребителей, причем центральный орган власти уже создан, но на местах пока еще действуют управления по защите прав потребителей, как территориальные органы. То есть, мы находимся в стадии завершения ликвидации (осталась техническая сторона вопроса). Несмотря на это, нами полностью выполняются наши функции, чтобы потребители и их права были максимально защищены. Вообще философия данной реорганизации понятна. Ее целью является разделение органов, имеющих управленческие и фискальные функции, чтобы каждый занимался своим делом.
То есть у нас в области будет новосозданная инспекция, а вторым органом будет существующий – Центр стандартизации и метрологии, которому отдан рыночный надзор.
Функция надзора за качеством продукции, которая выпускается непосредственно предприятиями частично передана нам (то, что касается непищевой продукции), а пищевая продукция передана ветеринарной службе.
Передача функций обусловлена двумя законами: “О государственном рыночном надзоре и качестве непищевой продукции” и “Об общей безопасности непищевой продукции”.
Согласно этим нормативным актам, изменяется философия ведения контроля. Если раньше вся ответственность за то, что происходило в общении продавца и потребителя в части качества продукции, возлагалась на продавца, хотя он и отвечал за качество продукции косвенно (сохранение полученной продукции в определенных условиях, своевременная реализация и проверка маркировки), то теперь, если будет устанавливаться в торговой сети продукция, которая по тем или иным параметрам не соответствует требованиям нормативных документов, а продавец имеет весь перечень документов, откуда он эту продукцию получил, то за этот сегмент продавец ответственности нести не будет. А мы будем следовать далее по цепочке: оптовое звено, дилерская сеть либо сам производитель.
Это серьезный шаг вперед, так как ранее при проверках контроль был неполным. Например, проверили продавца, наказали его, он заплатил штраф, с производителем решил вопрос компенсации убытков и процесс завершался. Сегодня каждый – от первого до последнего участника рынка – будет нести солидарную ответственность.
Что касается полномочий, то, согласно положения о Государственной инспекции, полномочия и функции остаются фактически теми же и базируются на основе Закона Украины “О защите прав потребителей” (статья 26 данного закона).
А были ли еще изменения в действующее законодательство Украины о защите прав потребителей?
В. Дашевский: Кроме упомянутых двух законов, утверждены изменения в Закон Украины “О защите прав потребителей”, которые коснулись статьи 9 (“права потребителей при приобретении товара надлежащего качества”). Если раньше закон предусматривал единственный срок потребителю вернуть качественный товар – 14 дней, то сегодня этот срок может быть изменен как производителем, так и продавцом в сторону увеличения. Для потребителя это – несомненный плюс.
Претерпела изменения и статья 11 данного Закона (получение потребительских товаров на приобретение товаров долгосрочного пользования). В первую очередь, более четко определены ответственность банковских учреждений за качество подготовки договоров, необходимость ознакомления потребителей с договорами в обязательном порядке.
Мы ожидали изменений в статье 8 данного Закона, а именно – снятия ограничения прав потребителей на замену некачественного товара либо расторжения договора при приобретении потребителем некачественного товара. К сожалению, пока эта норма осталась без изменений в новой редакции. Потребитель не имеет право сразу обменять товар или расторгнуть договор о купле-продаже, а только имеет право на гарантийный ремонт (соразмерно уменьшению покупной цены либо компенсации убытков, которые он понес при ремонте). Конечно, эта статья недостаточно защищает права потребителей. Надеемся, что будут внесены изменения, так как в европейском законодательстве такая норма таких ограничений не имеет.
Поговорим о конкретных проблемах вашей службы. Известно, что в последние годы в силу различных причин вы не могли контролировать качество нефтепродуктов, реализуемых в Николаевской области.
В. Дашевский: На протяжении последних трех лет качество бензина не контролировалось в силу объективных обстоятельств, а именно – в изменениях к Закону “О защите прав потребителей” было предусмотрено, что оплата за проведение лабораторных исследований проводится за счет средств государственного бюджета, который с 2008 года по июль текущего года ни копейки на это не выделял. Мы проверяли, конечно, следили за сопровождающими документами заправок, сертификатами качества продукции, но то, что заливали в баки автомобилей, мы проверить не могли.
В июле 2011 года началось планомерное выделение средств из Госбюджета, и на сегодня мы провели 12 лабораторных исследований. У нас заключен договор с десятым химотологическим центром Министерства обороны, который делает эти исследования.
Согласно заключениям центра, четыре образца бензина (три А-95 и один А-92) не соответствовали требованиям. Сегодня нельзя назвать предприятия, так как они подали жалобы о недоверии результатам исследований. Но санкции мы уже применили – около 80 тысяч гривен, которые пошли в государственный бюджет.
Спасибо за полезную информацию и желаем успеха вашей службе в новом качестве.
Підписуйтесь!