Конец парламентаризма: стоит ли защищать госбюджет от депутатов?

Во вторник Наталия Яресько презентовала проект бюджета на 2016 год, а заодно озвучила инициативу Кабинета министров ограничить право депутатов вносить правки в бюджет в течение бюджетного года. И это действительно революционная реформ.

Как известно, депутаты Верховной Рады часто использовали казну для того, чтобы поддерживать свой рейтинг. Особенно эта практика расцвела с возвратом мажоритарной системы: выбил пару миллионов, добытых тяжким трудом налогоплательщиков для своего округа — получил поддержку на следующих выборах. Делалось это зачастую уже после того как бюджет был принят, тихо и не привлекая внимания.

“К сожалению, в предыдущие годы бюджет часто становился заложником политических процессов, обычно это приводило к тому, что в течение бюджетного года формировались нереалистичные планы по доходам”, — объясняет Яресько. Министр также приводит статистику: в годы стагнации экономики (2012-2013), планы по доходам превышали реальные доходы на 7,1%, в годы роста (2010-2011) — на 6,8%, а в 2009 году разрыв с реальностью составлял 10,8%.

Эти дыры приходилось закрывать как правило новыми займами, откладывая проблемы “на потом” и создавая давление на денежную единицу. Таким образом, безответственное отношение отдельных депутатов к бюджету систематически создавало проблему для всех граждан, включая получателей региональных и отраслевых бонусов.

Чтобы навести порядок и взять под контроль бюджетный дефицит, Минфин предложил определить четкий перечень условий, при которых можно внести изменения в бюджет после его принятия. И право менять бюджет, по убеждению правительства, должно быть только у правительства. И то лишь при условии перевыполнения плана по доходам в течение трех кварталов или недовыполнения в течение одного квартала.

А народные депутаты свои предложения смогут внести только по согласованию с Министерством финансов и только в рамках перераспределения средств в пределах существующих расходов. То есть, если депутат хочет кому-то что-то выделить, он должен будет объяснить, у кого забрать столько же. “Это поможет предотвратить неконтролируемый рост государственных расходов и, как следствие, государственного дефицита в течение года, который, в свою очередь, приводит к сверхнормативному увеличению госдолга”, — сказала министр.

Традиционно, озвучивая спорное предложение, министр добавила: “принятие этих норм является также необходимым условием получения третьего транша макрофинансовой помощи от Европейского Союза в объеме 600 млн евро”.

Решение обоснованное, и экономисты его поддержали. “Фискальное правило ограничивает возможность раздувать расходы. Эта норма позволяет менять структуру расходов без увеличения суммы, их можно уменьшать, но нельзя увеличивать, нельзя просто так бросить что-то себе на округ. Это должно улучшить качество бюджетного процесса”, — прокомментировал идею эксперт РПР Павел Кухта. По его словам, решения должен принимать именно Кабмин, а не депутаты, так как депутаты не несут ответственности за выполнение бюджета.

 

Народный депутат Олег Барна срывает представление госбюджета путем выноса с трибуны премьер-министра

Попытку защитить госбюджет от депутатов считает правильным шагом и Дмитрий Боярчук, старший экономист Case Украина. “В любой структуре должен быть один единый центр принятия финансовых решений. Этот центр знает ситуацию и по доходам, и по расходам, и в состоянии принимать адекватные решения. Бюджетные идеи от депутатов — это просто набор “хотелок” без понимания общей картины. В большинстве случаев эти предложения — просто “дайте больше” без адекватного описания где взять эти средства”, — говорит Боярчук. Как говорил Пинзеник, сложно навести порядок в финансах, когда у нас в стране 450 министров финансов.

Но за такое перераспределение прав и обязанностей Кабмину еще предстоит сразиться с парламентом, которому, очевидно, инновация не понравится, особенно в свете противостояния внутри коалиции. “Если бы воля действующего Кабмина, депутаты вообще были бы лишены законодательной инициативы, а зарплату депутатам насчитывали бы исключительно за позитивное голосование за правительственные проекты”, — иронизирует глава ГО “Фортеця” и нардеп Оксана Продан.

Наступление на парламентаризм в предложении Минфина видит и экс-министр здравоохранения, а ныне депутат-мажоритарщик Олег Мусий. “Украина из парламентско-президентской республики, которой она является, согласно Конституции, превращается в правительственно-президентско-парламентскую, порядок нарушен. Работа исполнительной власти — исполнять решения парламента, каждый должен заниматься своим делом, — считает Мусий, — народ выбирает депутатов, а депутаты выбирают правительство, которое выполняет поручения депутатов. Если министры не согласны с политикой, или не справляются с задачами, они могут уйти в отставку, как любой работник может уволиться, если его не устраивает работодатель”. Он уверен — какой бы не была логика такой инициативы, “мы должны действовать не по логике, а по закону, и никакой Кабмин не может лишить народных депутатов права законодательной инициативы”.

Тут стоит напомнить, что большинство полезных экономических реформ, которые на сегодняшний день работают — это дерегуляция во многих сферах, электронная система госзакупок, реформа Антимонопольного комитета, облегчения внешнеэкономической деятельности и многие другие, были поданы именно Кабмином. В то же время уже готов ряд не менее важных законопроектов, которые не работают как раз из-за того, что Рада не принимает их, чем тормозит процесс по целому ряду направлений. И если в вопросах эффективного законотворчества парламентарии особо не отличились, они не дают о себе забыть за счет постоянных перформансов в Раде. То, что мы слышим в последнее время о депутатах, — это драки, вынос премьера с трибуны, швыряние денег в главу Нацбанка, избиение прокурора ногой и женщины — бутылкой, плакаты, голодовки и блокирования трибуны. Напомним, после выборов наши международные партнеры, как и отечественные эксперты, называли этот состав ВР лучшим в истории независимости. Конечно, создается впечатление, что этим людям просто опасно доверять такую жизненно важную вещь, как госбюджет.

Но справедливости ради нужно сказать, что шумные популисты, рвущиеся на экраны и в драки — это не весь парламент, как бы сильно не напрашивалось обобщение. На самом деле депутаты не совсем или не всегда такие, как в анекдотах, и часто именно депутатские проекты обеспечивают развитие, в том числе экономики. “Примерами необходимости права депутатов на такие инициативы, которых не хочет Кабмин, являются практически все депутатские законопроекты, которые принимались нами в течение года для исправления “ляпов”, допущенных в правительственной прошлогодней налоговой реформе — формально они увеличивали расходную часть или уменьшали доходную, но реально именно эти проекты сохраняли действующие предприятия и рабочие места, как, например, компенсация пенсионных платежей фермерами, которую мы отменили в ноябре”, — рассказывает нардеп Оксана Продан. К слову, сама Продан возглавила рейтинг депутатов-реформаторов, составленном РПР — на ее счету 18 законодательных инициатив, 10 из которых стали законами.

Народный депутат Оксана Продан бежит, чтобы успеть уговорить коллег поддержать законопроект 2229, который освободит фермеров от лишних доначислений в ПФ

В общем, Украине придется делать уже традиционный выбор между экономический стабильностью и основами демократии, и неизвестно, есть ли тут правильное решение.

Источник

Можливість коментувати відключена.