Во вторник, 16 сентября, был обнародован текст правительственного законопроекта № 5079, вносящего очередные изменения в Налоговый кодекс и некоторые другие законы. Новации не согласовывались с профильными комитетами Верховной Рады, и как, как говорится в пояснительной записке, и не будут ни с кем согласовываться.
Во вторник, 16 сентября, был обнародован текст правительственного законопроекта № 5079, вносящего очередные изменения в Налоговый кодекс и некоторые другие законы. Новации не согласовывались с профильными комитетами Верховной Рады, и как, как говорится в пояснительной записке, и не будут ни с кем согласовываться. Об этом сообщают Вести.
Опрошенные “Вестями” эксперты уверяют, что документ нуждается в существенной доработке.
Налогов станет меньше
Законопроектом предлагается значительное сокращение количества налогов и сборов — с 22 до 9. Одни ликвидируется совсем, другие — включаются в структуру других налогов. Так, например, насовсем отменяться сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства, сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на природный газ для потребителей всех форм собственности и рентная плата за транспортировку нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами, транзитную транспортировку трубопроводами природного газа и аммиака по территории Украины.
А вот плата за землю включается в налог на недвижимость, фиксированный сельхозналог — в единый налог. На уровне местных бюджетов упраздняют туристический сбор, сбор за места для парковки и сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности.
Тем не менее, по словам экспертов, нагрузка на налогоплательщиков от этого не уменьшается. По словам управляющего партнера юридическо-консалтинговой компании “Де-юре” Григория Трипульского, законопроект не столько отменяет, сколько объединяет ряд налогов. Упрощается администрирование налогов, но нагрузка на налогоплательщиков не уменьшается.
Читайте также:
- Правительство предлагает повысить сбор с покупки валюты до 2%
- Военный налог в Украине могут продлить до 2016 года
- Кабмин предложил отменить 13 налогов
“Возможно, это несколько снизит административные издержки компаний, но не повлияет на саму систему налоговых сборов, — заверил “Вести” эксперт Фонда общественной безопасности Юрий Гаврилечко. — По сути законопроект мало что меняет. Налоги просто переименовываются, а те, на администрирование которых тратилось неоправданно много денег, будут объединены с другими, более прибыльными. Это не существенные изменения в налоговой системе”.
А вот действительно позитивным шагом эксперты считают упрощение системы уплаты налога на прибыль. Во-первых, вводится единый учет, основанный на стандартах бухгалтерского. Во-вторых, 95% предприятий будет определять налог на прибыль исключительно по данным финансовой отчетности без определения разниц. Для остальных 5% (а это предприятия с годовым доходом более 20 млн. грн.) остается всего 3 из 49 разниц: амортизация, формирование резервов и финансовые операции. “Хотелось бы, чтоб это никуда впоследствии не делось, это приведение налогового и бухгалтерского учета к некоему единому знаменателю”, — подчеркнул Гаврилечко.
Одновременно предлагается значительно сократить льготы по налогу на прибыль. Теперь они будут распространяться только на четыре сферы деятельности: добычу нефти и газа, машиностроение для агропромышленного комплекса, оборонно-промышленный комплекс и предприятия, основанные общественными организациями инвалидов. Причем предприятия этих отраслей получать льготу только при условии направления освобожденной от налогообложения прибыли в развитие собственного производства.
Аграриям отменят льготы по НДС
Существенным реформам подвергнется налогообложение аграрного сектора. Большие агрофирмы, в частности, предлагается перевести на общую систему налогообложения. До сих пор они, как и мелкие агропредприятия, могли пользоваться как спецрежимом по уплате НДС (они не платили налог на добавленную стоимость), так и фиксированным сельхозналогом, введенными с целью господдержки развития АПК.
При этом одновременное применение крупными сельхозпроизводителями обоих льготных режимов приводила к их использованию в схемах минимизации налогов. Так что кроме перехода на общую систему, в течение трех лет будет постепенно снижаться критерий зачисления таких предприятий в категорию крупных — с 50 млн. грн. оборота в год сейчас до 20 млн. грн. в 2018 г.
При этом предусмотрен механизм направления всех средств, которые поступят в бюджет от аграрных предприятий, на поддержку отечественного сельхозпроизводства.
За недвижимость заплатят все
Этим же документом отменяются льготы для жилой недвижимости — налоги должны будут платить все без исключения, а не только владельцы огромных квартир и домов. Напомним, что в 2014 г. налоговая льгота предоставлялась физлицам на квартиры до 120 кв.м. и дома до 250 кв.м., или на 370 кв.м., если человеку принадлежат дом и квартира. Владельцы жилой недвижимости, превышающей эти показатели, платили от 1 до 2,7% минимальной зарплаты за каждый “лишний” квадратный метр. Ставка устанавливалась местными советами, то есть была разной в разных городах.
Теперь право предоставлять налоговые льготы передано местным советам, которые должны до 1 февраля сообщить о своем решении фискальным органам. При этом снижен верхний порог налога с 2,7 до 2% минимальной зарплаты. То есть на квадратный метр налог будет составлять максимум 24,36 грн. (из расчета нынешней минимальной зарплаты в 1218 грн.). То есть, например, владелец небольшой двухкомнатной квартиры площадью 40 кв. метров должен будет выложить 974,4 грн.
Расширяется также база налогообложения: кроме жилой недвижимости (от садового домика и комнаты в общежитии до шикарных апартаментов) будет облагаться также коммерческая. То есть налог будут платить за гостиничную недвижимость (отели, кемпинги, лагеря отдыха и пр.), офисы, торговые помещения, гаражи (наземные и подземные) и крытые паркинги, а также промышленные строения и склады, игорные дома, бани и пр.
То есть, к примеру, Киев со своим миллионом домохозяйств может пополнить местный бюджет при ставке в 2% примерно на 1,2 млрд. грн. только за счет налога на жилую недвижимость. Профессиональная торговая недвижимость (в столице такой чуть более 1 млн.кв.м.) принесет казне еще 25 млн.грн., а офисы (их 1,58 млн.кв.м.) дадут еще 38,5 млн.грн.
“Платить налог за коммерческую недвижимость — нормальная мировая практика. Для работающего бизнеса этот налог незначителен. Сложнее тем, у кого, быть может, огромные промышленные мощности стоят заброшенными, это может их подтолкнуть к решению продать их”, —отметил в разговоре с “Вестями” руководитель отдела стратегического консалтинга Украинской торговой гильдии Виктор Оборский.
Другие эксперты отмечают, что, несмотря на расширение базы налогообложения, неизменным остался нерыночный способ определения ставки. “Во всем мире, даже в Беларуси, базой налогообложения является не площадь, а рыночная/кадастровая стоимость. За большой, но дешевый дом в селе, согласно нашему законодательству, хозяин должен заплатить налогов меньше, чем за дорогую, но малометражную квартиру в столице”, — сказал “Вестям” вице-президент Лиги экспертов Украины Андрей Гусельников.
Меньше платить не получится
С начала 2015 г. вводится электронное администрирование налога на добавленную стоимость. Соответствующий закон уже принят парламентом. Система отчетности НДС останется месячной, чтобы не изымать надолго оборотные средств у предприятий.
Планируется также сокращение единого социального взноса. Размер ЕСВ с зарплат, превышающих две минимальные (на сегодня это примерно 2,4 тыс. грн)—будет уменьшен почти втрое. По задумке авторов идеи, эффект от детенизации зарплат и их последующий рост должен привести к увеличению платежей и к компенсации потерь от снижения ставок. А вот оппоненты называют эту идею очень спорной. “Правительство декларирует, что ставка единого социального взноса будет снижена до 15%, но при этом “забывает” указать, что одновременно работодателей обяжут выплачивать не менее двух минимальных заработных плат, — говорит первый заместитель главы комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики Оксана Продан. —То есть, база налогообложения увеличится вдвое не только для единого социального взноса, ставка которого снижается, но и для налога с доходов физических лиц, размер которого не изменяется. Таким образом, для многих плательщиков налогов нагрузка на зарплату не просто не снизится, а увеличится”.
Банкиры боятся “тени”
Неоднозначно оценивают и уменьшение максимальной суммы наличных расчетов между физлицами и предприятиями почти в десять раз – со 150 тыс. грн. до 15 минимальных зарплат (при сегодняшней ставке – 18,3 тыс. грн.). “От сокращения суммы наличных расчетов хорошо будет только банкам, а гражданам одни неудобства. В нынешней ситуации нужно делать наоборот: максимально упрощать наличные расчеты”, — считает Андрей Гаврилечко.
Финансисты же рассчитывают улучшить, таким образом, свою ликвидность, ведь с начала года люди активно выметают средства со счетов.”Нужно возвращать деньги в банковскую систему, это нормальная мировая практика. В Европе все платежи свыше 1 тыс. евро совершаются в безналичном режиме — и это правильно. А что у нас? Уже появилась параллельная банковская система — “черная”. Нелегальные банкиры принимают депозиты под повышенные проценты и выдают кредиты. Деньги все дальше уходят “в тень”, и с этим нужно бороться”, —подчеркнул в беседе с “Вестями” член правления Проминвестбанка Владислав Кравец.
Разные мнения финансисты высказывают и на предмет предлагаемого увеличения сбора в Пенсионный фонд: правительственным законопроектом отменяется 0,5% с покупки и с продажи валюты, действующие сейчас для наличного и безналичного рынка. И вводится сбор 2% для одной стороны —той, что покупает доллара или евро. “Представьте себе валютного заемщика, ипотечного, что брал кредит, когда курс был 5грн./$. Ежемесячный платеж у него $1 тыс. Изначально он должен был отдавать банку 5 тыс. грн., затем 8 тыс. грн., а теперь 14 тыс. грн. Он все это тянет кое-как, а государство теперь еще и 280 грн. дополнительно доплачивать заставит. За покупку валюты”, — отметил в беседе с “Вестями” зампредправления одного из крупнейших банков.
В тоже время банкиры допускают, что новая мера немного простимулирует экспортеров. “Может они станут с большей охотой заводить валюту в страну и продавать ее на межбанке — это позволит поддержать гривну. Да и спекулянтов, постоянно покупающих и продающих доллар, поубавится желания раскачивать валютный рынок”, — сказал “Вестям” Владислав Кравец.
Підписуйтесь!