Геращенко, Мочанов, Криволап и другие известные украинцы рассказали, кто для них является образцом нравственности

НВ расспросило украинцев, кто из соотечественников является для них образцом нравственности

Антон Геращенко

Депутат от Народного фронтаМоральными авторитетами для меня являются те, кто боролся, не щадя себя, за независимость Украины и права человека.
Это Левко Лукьяненко, 26 лет проведший в лагерях за свои убеждения. Глава Харьковской правозащитной группы Евгений Захаров, который еще при СССР защищал права людей, несмотря на возможность репрессийсо стороны системы. И Вячеслав Брюховецкий, ученый и педагог, один из крестных отцов возрождения Киево-Могилянской академии — символа возрождения независимого европейского высшего учебного заведения.

Анна Гопко, Народный депутат от партии Самопоміч
Среди моральных авторитетов современности — [поэтесса] Лина Костенко и Блаженнейший [экс-глава Украинской греко-католической церкви] Любомир Гузар.
Если Бог на первом месте, то все остальное тоже будет на своем месте. Это один из подходов к деятельности.
Также ориентиром поведения [для меня]служит жизнь уже покойного Евгения Сверстюка, диссидента, публициста и патриота Украины. Который сказал: “цивилизация выросла, человек измельчал”. Нам нужно задуматься над тем, чтобы укоренить в повседневной жизни идеалы революции достоинства, самопожертвование в пользу общего дела, мотивированность, иначе все испытания, выпавшие на долю страны и каждого гражданина, как следствие — превратят большинство в черствые души.
Среди политиков за профессиональную деятельность в парламенте мне симпатична Лилия Гриневич.
Александр Ройтбурд, Художник
Для меня авторитетов не существует, я сам авторитет — аморальный. Более того, при слове мораль я хватаюсь за то же, за что и Геббельс при слове культура. Поэтому для меня моральный авторитет скорее отрицательное определение.
Я, конечно, предпочитаю людей порядочных и имеющих жизненные принципы, руководствующихся определенной этикой. Но в морали для меня авторитетов нет и, думаю, не будет.
Владимир Тихий, Кинорежиссер
Как по мне, моральный авторитет — это человек, который не дает другим чувствовать себя спокойно и находиться в зоне комфорта, а наоборот выталкивает из нее. В этом плане могу назвать [художника и драматурга] Леся Подервянского.
А еще в определенной степени моральными авторитетами для меня выступают [писатель] Андрей Курков и [депутат] Мустафа Найем.
Оксана Продан, Народный депутат от Блока Петра Порошенко
Это разные люди. Из известных— Лина Костенко и Любомир Гузар.
Я очень люблю поэзию Лины Костенко. Ее слова передают дух нашей эпохи, транслируют вечные ценности, заставляют задуматься и на какое-то время остановиться, осмыслить то, что ты делаешь.
Любомир Гузар всегда говорит сердцем. Его выступления наполнены любовью и глубоким смыслом. Жизнь Любомира Гузара для многих может служить примером.
Кроме них, есть люди из близкого круга, которые являются для меня безупречными моральными авторитетами. Это мой отец и мой муж. Они из разных поколений, очень разные, но оба всего достигли самостоятельно, за счет упорства, труда, веры в свои силы. Их пример вдохновляет, и я им очень благодарна за то, что они всегда стоят рядом.
Наталия Соколенко, Журналист Громадське радіо
Еще до революции Достоинства и войны с Россией я бы назвала три фамилии: Любомир Гузар, [правозащитник] Мирослав Маринович и [депутат, экс-глава Меджлиса крымских татар] Мустафа Джемилев.
Теперь в Украине вижу сотни и тысячи моральных авторитетов — это бойцы и волонтеры.
Зоя Казанжи, Медиаэксперт
Безоговорочно,одессит Борис Херсонский — психиатр и писатель. Мощная личность, которая по достоинству не оценена ни горожанами, ни страной. Один из ярчайших одесских мыслителей и философов. Это человек невероятного кругозора и интеллекта.
Мой друг, большая умница и человек с парадоксальным мышлением ЕвгенГлибовицкий, партнер компании по стратегическому консультированию и маркетингу ProMova.Хотя Евгена трудно, конечно, представлять в какой-то одной ипостаси. Он работает с долговременными стратегиями и я считаю, что его вклад в развитие страны неоценим.
Ярослав Грицак, историк, профессор Украинского Католического университета. Этот человек переворачивает представления о многих привычных вещах, и заставляет иначе оценивать те или иные события.
Семен Глузман, психиатр, правозащитник, президент Ассоциации психиатров Украины. Тот, кто может позволить себе абсолютную свободу и независимость суждений, горькую правду и умение называть вещи своими именами.
Уважаю их безгранично.
Евгений Магда, Директор Центра общественных отношений
Сегодня Украине необходимы моральные авторитеты, способные и словом, и делом консолидировать нацию. На мой взгляд, таковым является Любомир Гузар, показавший собственным примером, что не держится за место в церковной иерархии.
Но новое, неспокойное время подарило и новые образы моральных авторитетов. Полагаю, это Волонтер и Солдат — именно так, без конкретизации имен и фамилий, но с большой буквы.
Александр Бригинец, Общественный деятель, советник Министерства информационной политики Украины
Подростки определяются с кумирами, а взрослые — просто чье-то мнение уважают, а чье-то — нет. В мире нет ни одного человека, чье мнение во всех вопросах было бы для меня бесспорным. Но в каждой отдельной сфере такие есть.
В литературе, вероятно, больше авторитетных для меня людей — это МирияМатиос, Василий Шкляр, Андрей Курков, Лина Костенко, Борис Олейник, Сергей Жадан, Дмитрий Павлычко и многие другие.
Анатолий Криволап, Художник
[Любомир] Гузар. Я разделяю все его взгляды и комментарии, которые читал. Мне кажется, это уравновешенный, философский и умный взгляд [на происходящее].
Елена Деревянко, Вице-президент Украинской PR-лиги
Нравственный авторитет для меня — противоречивое понятие. Во-первых, “не сотвори себе кумира”. Во-вторых, такого рода оценочные суждения будут достоверны только в случае, если речь идет о лично знакомых людях.
С этой точки зрения, назову одного человека, который может быть охарактеризован таким образом — Мейлах Шейхет, общественный активист из Львова.
Человек, занимающийся сохранением исторического наследия своего народа, в почти безнадежной ситуации с точки зрения коммерческих интересов властьимущих.
Человек, который искренне заинтересован в том, чтобы Украину и украинцев уважали в мире, чтобы ретроспективной и проективной клеветы в адрес Украины и украинцев было меньше, чем мы наблюдаем в информационном пространстве. И чтобы наша страна была домом, где царит мир и согласие между всеми исторически населяющими ее народами.
Энрике Менендес, Донецкий предприниматель, волонтер
В стране не нашлось моральных авторитетов, соответствующих моменту. Буквально на днях пытался вспомнить, кто из политиков вызывает доверие и уважение. За полчаса смог выдавить из себя одно имя.
Религиозные лидеры также проявляют себя не очень однозначно. Не так давно я посетил конференцию по примирению, одним из организаторов которой выступал Украинский католический университет, и это был первый за год войны случай, когда я слышал от представителей церкви правильные слова.
Как жителю Донбасса, мне хотелось бы видеть больше инициатив от известных спортсменов и деятелей искусств, направленных на достижение мира. Кроме Кузьмы Скрябина (царство ему небесное), никто так ярко и здраво не выражал свою позицию.
Подводя итог, скажу, что сам пытаюсь найти людей, за чьи мысли и слова хочется зацепиться. Не нахожу. Но все больше обращаю внимание на обычных людей, сумевших сохранить трезвость мышления и конструктивный подход к вызовам, которые стоят перед нашей страной. Именно среди них и появятся новые моральные авторитеты.
Алексей Мочанов, Бард
С соотечественниками сложно. Если речь идет о публичных людях, мало таких. Практически все либо на фронте, либо помогают фронту.
Из фронтовых — капитан Розлач (Паша Медведь), капитан Жуков (Женька Маршал), подполковник Миргородский (Майк), Паша Чайка, разведчик из 7-9, командующий ВДВ Михаил Забродский и его зам — Юрий Алимович Галушкин, командир Альфы Саша Устименко и его зам — полковник Шайтанов. Хоттабыч (Илья Лысенко), Андрей Боечко, Жора Тука, Оля Башей, Юрка Шаман, Володя Монах, оба Купола, Леша и Анатолий Анатольевич.
Уважаю министра обороны Степана Полторака и начальника Генерального штаба Виктора Муженко, главу СБУ Василия Грицака и комбрига Олега Микаца. Уважаю своего друга Вовку Полочанинова и своих музыкантов, Серегу Семенова, Саню Вишневского, Лешу Саранчина, Женьку Соколова, Виталия Каменюченко, Николаса Тима, Андрея Кудасова, Серегу Недашковского, Макса Малышева, Женю Селезнева, Сергея Горая, Юру Смалиуса. Уважаю своего сына и свою родню.
Из действующих политиков и хозяйственников — никого. Не заслужили, не оправдали доверия, не тянут и не дотягивают. Даже не пытаются. К сожалению. Им выпала историческая миссия поднять страну. Они решили подняться сами, кто больше, кто меньше. Оказались мыльными пузырями. Разноцветными и надутыми.
Сергей Дидковский, PR-стратег Ольшанский и партнеры
Публичных людей, соответствующих моим представлениям морали, нет.
С уважением и трепетом отношусь к тем людям, которые делают то, что считают нужным. Например, помогают бездомных собакам, занимаются развитием науки и предпринимательства, развивают свою профессиональную сферу.
Допустим, среди политиков авторитетов вообще существовать не может, ведь политик человек с априори отсутствующей моралью.
Сергей Фоменко (Фома), Фронтмен группы Мандри, музыкант
Из соотечественников, которые сейчас являются для меня моральными авторитетами, я бы назвал Лину Костенко и Любомира Гузара. Из друзей, с которыми хорошо знаком лично, — Алексей Мочанов.

Можливість коментувати відключена.