Проект Налогового кодекса проходит подготовку ко второму чтению в Верховной Раде. Насколько активно украинский бизнес принимает участие в подготовке документа на этом этапе, и как учитываются его требования, в эксклюзивном интервью UBR рассказал Леонид Рубаненко, президент Союза налоговых консультантов Украины.
UBR: Что изменилось между первым и вторым чтениям проекта Налогового кодекса?
Л.Р.: В сущности, изменения еще идут, поскольку рабочая группа еще за несколько дней до начала рассмотрения в ВР будет работать. Если отойти от текста, изменилось отношение бизнеса к тому, надо работать над этими изменениями или не надо. И бизнес, и представители общественных организаций почему-то избрали путь отстраниться от этой работы и не работать. Не знаю, искать ли к этому какое-то основание.
UBR: Возможно, они думают, что к их требованиям не прислушаются?
Л.Р.: Если внимательно посмотреть, много общественных организаций считали, что они такие большие, что если они снизойдут к тому, что дадут какую-то бумажку в ВР или КМУ, там сразу задрожат и все учтут, но на самом деле надо убеждать, садиться вместе со специалистами Минфина, ВР и убеждать.
UBR: Вы что-то учли из того, что давал бизнес вам?
Л.Р.: Мы можем сказать, что в отличии от законопроекта под № 7101 – 1 те изменения, которые состоялись в отличие от №6509, очень многие из них произошли благодаря специалистам нашей организации, которые над этим работали и до 2 -го чтение закончили большую часть раздела о налоге на добавленную стоимость, и наши предложения практически все учтены.
UBR: Абсолютно не упоминается в проекте, подготовленном к 2 –му чтению, регулирование отношений государства и офшорных компаний. Это же миллиардные суммы, которые проходят в тени.
Л.Р.: Этот вопрос нас, предпринимателей, не беспокоит. Этот вопрос беспокоит государство, пусть оно этим и проникается. Я считаю, что он не будет никогда урегулирован, когда меньшая часть парламента связывалась в своей жизни с деятельностью офшорных компаний. Большинство парламента нуждается в общении с офшорами.
UBR: С одной стороны говорят: внедряйте налог на недвижимость, будем платить за свои хоромы какие-то копейки, а когда речь идет о миллиардах в офшорных компаниях, все-таки зажиточные украинцы не готовы с этим расставаться.
Л.Р.: Просто украинцы, которые могут себе разрешить общение с офшорами, не хотят терять такую привычку.
UBR: Эксперта Жалило приводит в удивление готовность правительства снизить ставки на бюджетообразующие налоги "и понятно, что бюджет у нас дефицитный, и как будут компенсировать. Значит, планируют улучшить собираемость?". Означает ли это, что в Налоговом кодексе предусмотрены большие права для сборщиков налогов?
Л.Р.: Я бы ждал, что во время рассмотрения во 2 – м чтении или перед самым голосованием, когда будет понятно, насколько весомы потери для бюджета, кто-то из членов правительства или докладчик скажет, что мы видим, что потери для бюджета в опредеенных объемах и мы видим, что мы из-за этого идем и то, чтобы сокращать расходы. И обозначит эти направления.
UBR: Говорят, что Налоговый кодекс усиливает позицию сборщиков налогов, вместе с тем позиция бизнеса становится более слабой. Как на самом деле будет?
Л.Р.: 1-2 раздел (который сегодня закон № 2181) регулирует взаимоотношения налогоплательщиков. Они, к сожалению, призваны, как и определенная политическая линия, не ухудшать ситуацию. Но кто сказал, что не надо улучшать? Если мы во многих направлениях кодекса облегчаем процедуры общения сборщиков налогов и налогоплательщиков, так пойдите на то, что сократите возможности вмешательства налоговой в деятельность предприятий. Этого не происходит. И это нас не устраивает.
UBR: Действительно ли малый бизнес обидели в проекте, подготовленном ко 2 – му чтению?
Л.Р.: Малому бизнесу оставляют пока что основания для оскорбления, потому что ему не дают достаточных компенсаторов. Компенсаторов финансовых и тех, что я сказал. Если налоговая лишится каких-то прав для вмешательства в деятельность малого бизнеса, было бы лучше.
ИСТОЧНИК: УКРАЇНСЬКИЙ БІЗНЕС РЕСУРС
Підписуйтесь!