Нужно ли в Украине снижение ставки единого социального взноса для предпринимателей?

Еще в мае прошлого года правительством была создана рабочая группа по снижению ставки единого социального взноса (ЕСВ) для предпринимателей.

Промежуточным итогом ее работы стал законопроект об уменьшении базовой ставки с 34,7 до 18,1%, а также коллективное обращение предпринимателей к президенту Украины. Компенсировать потери бюджетов и фондов от таких послаблений призвана детенизация доходов МСБ и эффективное использование средств социальной поддержки.

Чиновники же опасаются уменьшения поступлений в Пенсионный фонд Украины (ПФУ). Они подсчитали, что потери составят десятки миллиардов гривен. Поэтому правительство выразило готовность пойти на минимальное снижение ЕСВ, но предпринимателей такие «уступки» не устраивают. По словам руководителя объединения предпринимателей «Фортеця» Оксаны Продан, лишь существенное сокращение нагрузки на фонд оплаты труда (ФОТ) позволит покончить с практикой «зарплат в конвертах» в МСБ и наполнит бюджет.

«Статус» «Статус» решил выяснить у законодателей, бизнесменов и экспертов:

«Нужно ли в Украине снижение вдвое ставки единого социального взноса для предпринимателей?»

             

ЗА

Оксана Продан, глава Всеукраинского объединения малого и среднего бизнеса «Фортеця»

«Согласно мировой практике, при фискальной нагрузке на зарплаты более 30% суммы доходов начинают скрывать. В Грузии, например, налог с доходов физлиц и взнос на пенсионное страхование суммарно составляют 20%. У нас же реальная нагрузка на зарплату — от 49%, без достойного соцстрахования, пенсий и бесплатной медицины. Уступки правительства — уменьшение ради процесса. Вопрос в том, чтобы сделать фискальную нагрузку на ФОТ посильной. Только снижение ЕСВ как минимум вдвое сможет вывести зарплаты из тени и обеспечит поступления в бюджет. По нашим подсчетам, это минимум 19 млрд грн. А проект CASE Украина привел результаты исследования: в системе социальной защиты неэффективно используется 40 млрд грн». Если работать на результат и детенизацию экономики, то снижение ставки ЕСВ должно быть максимальным.

Андрей Забловский, руководитель секретариата Совета предпринимателей при КМУ

«Мы вместе с представителями деловых кругов изучили пути и необходимость снижения ставки ЕСВ с 34,7 до 18,1% для предприятий, работающих на упрощенной системе налогообложения. Соответствующие расчеты с возможными компенсаторами Совет предоставил Минсоцполитики и ПФУ. Речь идет, прежде всего, об оптимизации расходов на администрирование фондов соцстрахования, уменьшении и/или ликвидации дополнительных видов социальной нагрузки на работодателей, внедрении принципа добровольной уплаты страховых взносов для МСБ, дерегулировании систем оплаты труда». При системном подходе можно изыскать неплохие компенсаторы и в нынешних социально-экономических условиях.

Юрий Кузовой, директор департамента социальной политики Федерации работодателей Украины

«Два процента, предлагаемые правительством, не дадут возможности работодателю понять, что ему пошли навстречу, и ощутить весомое облегчение. Если сегодня резко сократить нагрузку хотя бы на 10–15%, то можно получить эффект от увеличения количества самозанятых предпринимателей, которые в свою очередь перестанут бояться «светить» нанятых сотрудников. Работодатель получит возможность поднять зарплаты. Изменится вся структура оплаты труда — при гарантии увеличения минимальной зарплаты вырастет средняя, а также отчисления в соцстрахование, потому что увеличится весь фонд оплаты труда». Без сокращения ЕСВ нельзя ожидать легализации трудовых отношений.

        

ПРОТИВ

Сергей Тигипко, вице-премьер-министр Украины

«Нелюбимый предпринимателями ЕСВ может стать меньше на 2%. Это пока максимальное сокращение, которое мы можем предусмотреть в упомянутом законопроекте. Сейчас отчисления в социальные фонды в среднем составляют 41,2% от ФОТ. Если мы выйдем на 39%, то, полагаю, это станет большим успехом. Возможно и дальнейшее уменьшение отчислений при условии, что доля официальных зарплат будет расти. 2% — хороший старт для диалога с работодателями. И если мы увидим, что легализация идет и зарплат в конвертах становится меньше, то сделаем следующий шаг. Кроме того, Минсоцполитики подготовило четыре законопроекта по легализации зарплат и рынка труда». Снижение ставки ЕСВ должно быть комплексным и последовательным.

Василий Литвиненко, директор департамента поступлений ПФУ

«Снижение размера ЕСВ для отдельных категорий предпринимателей возможно исключительно после определения источников компенсации недополученных средств. В бюджете ПФУ на 2012 г. запланировано поступлений от уплаты платежей этими категориями в сумме 4,4 млрд грн в год. Предложение об уменьшении ставки ЕСВ с 34,7 до 18,1% сократит выше­упомянутые поступления вдвое (потери составят 2,1 млрд грн). Одновременно следует отметить, что оно предполагает неравные условия по уплате ЕСВ и получению пенсионных выплат для разных категорий лиц. Это не согласуется с принципами обязательного государственного пенсионного страхования». Компенсация потерь ПФУ должна быть гарантированной и согласовываться с принципами обязательного страхования.

Николай Шамбир, директор департамента социального обеспечения Минсоцполитики

«Да, в Украине одна из самых высоких ставок ЕСВ. Общий размер страховых взносов в Украине — 41,21%, но при этом он даже несколько ниже, чем в Германии, Франции, Австрии, Польше, Венгрии (42–45%). Потери бюджета ПФУ и фондов в случае снижения ставки сделают невозможным обеспечение своевременной и в полном объеме выплаты пенсий. Выполнение программы экономических реформ на 2010–2014 гг. уже предусматривает совершенствование управления в системе обязательного государственного соцстрахования и экономическое стимулирование работодателей к увеличению расходов на наемных работников. Это позволит снизить размер ЕСВ без угрозы срыва выплаты пенсий». Потери бюджета в случае снижения ЕСВ грозят срывом пенсионных виплат.

          

[Резюме]

Леонид Рубаненко, президент Союза налоговых консультантов Украины:

«В обществе давно ведется спор о том, снижать ЕСВ или не снижать, только чиновники выступают за то, чтобы оставить все как есть или сокращать медленно. И это понятно. А зачем им думать, считать, уменьшать количество себе подобных? Но уже не только предприниматели, а и наемные работники возмущены несправедливостью распределения бюджетных денег и средств социальных фондов. И все дружно говорят: передайте нам эти финансы, не давайте их жуликам из всевозможных дирекций, управлений и подобных аппаратных образований. Государство боится перераспределять платежи в социальные фонды с работодателя на наемного работника — тот ведь неуправляем, а платить перестанет сразу. Проблему решать необходимо не полумерами, а комплексно и ощутимо. Нагрузку на фонд оплаты труда, считаю, нужно снизить до 20–25%, расходы на содержание чиновничьих аппаратов в фондах — на 50–60%. Следует запретить малейшие отклонения в расходовании страховых взносов, прекратить расширяющуюся практику дополнительных поборов с предпринимателей — и будет положительный эффект. Только в таком случае может заработать пропагандистско-карательная машина государства, мотивирующая тех, кто поднял реальную зарплату. Другого не дано».

       

Источник

Можливість коментувати відключена.