Дефицит текущего счета Грузии растет быстрее, чем ВВП. А это означает: реформы пока что не дали главного – повышения конкурентоспособности экономики Грузии
Сначала напомним известное
Увы! Но, пока что даже основные макроэкономические индикаторы Грузии не подтверждают восхищения наших политиков, экспертов, журналистов идущими там реформами.
Начнем со скучной макробухгалтерии – со счета текущих операций.
Как известно, это – раздел платежного баланса страны, в котором отображается (1) экспорт и импорт товаров и услуг, (2) чистый доход от инвестиций и (3) чистый объем трансфертных платежей.
Проще говоря, в нем отображается, сколько страна зарабатывает и сколько тратит. Зарабатывает больше, чем тратит – сальдо счета является положительным, а при обратном соотношении – отрицательным.
Устойчивое и достаточно большое положительное сальдо текущего счета стимулирует ревальвацию национальной валюты (Китай). Отрицательное – девальвацию, которая генерирует бездну всяких отрицательных тенденций, начиная с серьезного ускорения инфляции из-за удорожания импорта (Украина-2008).
Вместе с тем, история изобилует примерами, когда экономически достаточно мощные страны время от времени сползали в отрицательное сальдо текущего счета. Наиболее известный пример – США. И даже весьма рачительные немцы иногда "попадали" на отрицательное сальдо.
Отрицательное сальдо обычно компенсируется притоком средств по счету операций с капиталом и финансовыми инструментами, которые состоят из (1) счета операций с капиталом и (2) финансового счета (2.1. прямые инвестиции, 2.2 портфельные инвестиции, (2.3. другие инвестиции, 2.4. резервные активы). Чаще всего так и поступают: не хватает заработанных денег – просят в долг.
Большинство стран с развивающейся рыночной экономикой (постсоцстраны) не могли без этого обойтись (исключение составляет, видимо, только Россия). И компенсировали отрицательное сальдо привлечением прямых иностранных инвестиций и/или внешними займами.
У нас в 2005-2008 г.г. особенно хорошо поработали банки, которые привлекли несколько десятков млрд. дол. внешних заимствований (максимум более 42 млрд. дол. на 01 октября 2008 г.), чем компенсировали разрушающее влияние отрицательного сальдо текущего счета.
Резюмируя: сам по себе значительный и устойчивый дефицит текущего счета не является основанием для паники.
В самом общем случае предполагается, что здравомыслящая нация будет использовать приток денег по счетам капитала и финансовому для реформирования = для повышения конкурентоспособности экономики, в результате чего либо вырастет экспорт по отношению к импорту опережающими, либо свои товары вытеснят значительную часть импорта и т.д.
Прошу простить автора за такое пространное изложение известных для профессионалов сведений. Ведь заметка адресована широким кругам поклонников реформ, проводимых Михаилом Саакашвили, настолько широким, что далеко не все из них знакомы со сказанным выше.
А как там в Грузии, в საქართველოს?
Динамика сальдо текущего счета Грузии демонстрирует нечто весьма тревожное: по официальной статистике (по данным UNCTADstat) этот важнейший макроэкономический индикатор является стабильно отрицательным (График 1.).
Положительные результаты реформ пока что не проявились в счете текущих операций – дефицит счета стремительно растет. Можно согласиться с крайне негативным результатом 2008 г. Но ведь дефицит начал расти значительно раньше – с года эдак 2003-го.
Возможно, что проведение реформ потребовало серьезного обновления производственных фондов, и это вызвало стремительный рост закупок по импорту. Но тогда должен был существенно вырасти и ВВП, который (как сказал наш великий харьковчанин Саймон Кузнец) представляет собою рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведенных за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства. То есть, если возросший импорт втягивался в общественное производство (в широком смысле слова), то ВВП должен был бы расти.
Именно поэтому мы и сравним дефицит текущего счета Грузии с ВВП (данные UNCTADstat) – просим рассмотреть График 2.
Оказывается, масштабирование дефицита счета текущих операций по ВВП добавляет нам совсем немного оптимизма.
В 1990-х г.г. дефицит счета текущих операций составлял 10-15% по сравнению с ВВП. В период 1998-2004 г.г. он уменьшился и разместился в интервале 5-10% к ВВП. Ну, а потом стремительно начал расти…
Уже в 2007 г. – за год до кризиса – он приблизился к 20%… Дефицит текущего счета Грузии растет быстрее, чем ВВП. А это означает: реформы пока что не дали главного – повышения конкурентоспособности экономики Грузии.
Для лучшего понимания динамики этого основного макроэкономического индикатора в Грузии просим обратить внимание, что у нас-то она значительно лучше и одного порядка с результатами нашего наиболее успешного соседа – с Польшей. А мы-то знаем, какая паршивая у нас житуха… А как же тогда там, у грузин???
Итак: Камо грядеши, Sak’art’velos (Грузия)?
Підписуйтесь!