Война с «тенью» и против ФЛП: как в Украине будут переделывать рынок труда

Минсоцполитики подготовило и обнародовало для обсуждения законопроект о защите прав работников и борьбе с теневой занятостью. Однако нормы предложены такие, что рынок труда заштормило.

Дело в том, что физлиц-предпринимателей хотят загнать под оформление трудовых договоров и это очень не нравится как самим ФЛП, так и работодателям.

Сторонники законопроекта и авторы из Минсоцполитики, говорят, что гармонизируют украинское законодательство с европейским. Противники указывают на то, что документ написан в духе СССР и не учитывает новых веяний на рынке труда.

Обсуждать законопроект будут до 6 марта 2019 года. Потом документ согласуют в Кабмине и смогут подавать в Верховную Раду. Но какими будут темпы работы с законопроектом, предсказать трудно. Украинская бюрократическая машина умеет долго мучить даже самые нужные и важные реформы. В то же время предложения Минсоцполитики дают возможность пополнить государственную казну, и с такой мотивацией правительство и парламент могут согласовать и принять законопроект очень быстро. Как же будут работать украинцы, если предложения Минсоца согласуют в нынешнем виде?

Как перепишут КЗоТ?

Понятие «работодатель». Зачастую в статьях Кодекса законов о труде в качестве одной из сторон трудовых отношений фигурируют собственник и/или уполномоченный им орган. Авторы законопроекта обращают внимание на то, что есть десяток терминов для определения тех, кто использует наемный труд. Их хотят заменить одним – «работодатель», а формулировку планируют унифицировать и сделать емкой.

Работодателем предлагают считать собственника или уполномоченный им орган, или физлицо, которые используют наемный труд.

Презумпция трудовых отношений. Эта норма стала самой дискуссионной в законопроекте и подняла волну негодования. В КЗоТе хотят прописать семь признаков трудовых отношений:

- вознаграждение за работу или услугу в интересах другого лица. Форма вознаграждения – денежная или натуральная, периодичность – два раза и больше;

- человек лично выполняет работу или оказывает услуги в соответствии с определенной квалификацией, профессией, должностью и под контролем того, в чьих интересах это делается;

- вознаграждение за работу или предоставленные услуги – это либо единственный источник дохода, либо 75% и больше дохода за последние полгода;

- работы выполняются или услуги предоставляются на рабочем месте при соблюдение трудового распорядка;

- работа или предоставленные услуги аналогичны тому, что делают штатные работники;

- организацию условий труда взял на себя тот, в чьих интересах выполняются работы;

- длительность рабочего дня и отдыха устанавливает тот, в чьих интересах выполняется работа или предоставляются услуги.

Если в ходе проверки инспектор посчитает, что присутствуют хотя бы три из них, работодателю впаяют штраф 125 тыс. грн и он обязан будет оформить трудовой договор.

Что важно в этой норме. Первое: речь идет только и исключительно о трудовом договоре, а не подряда или договора о предоставлении услуг. То есть, если имеются три признака трудовых отношений между работодателем с одной стороны и физлицом-предпринимателем – с другой, этой модели отношений приходит конец. Второе: если работодатель с наличием трудовых отношений не согласен, он может оспорить штраф в суде. Но после принятия изменений в КЗоТ, именно работодатель должен будет доказывать факт их отсутствия. В этом смысл презумпции трудовых отношений.

Тяжелые условия труда. Намерение у законопроекта благое: предоставить социальный пакет тем, кто в данный момент оформлен как ФЛП, а по факту является наемным сотрудником. Подкрепляют это намерение другими новшествами: предложением ввести понятия договор подряда (субподряда) и договор о предоставлении услуг с тяжелыми, вредными условиями труда. И если не удастся вывести на чистую воду фиктивные ФЛП, то им хотя бы дадут возможность обезопасить себя, составив такие договоры.

Что не устраивает?

У теневого рынка труда есть разные оттенки: работодатели не оформляют работников вовсе, идут по пути фиктивной самозанятости, когда сотрудники оформлены как ФЛП, дают минималку или часть зарплаты официально, а остальное –в конверте. Оценивают объемы «тени» по-разному, но самая распространенная цифра – около 50%.

Предложенный Минсоцполитики законопроект заходит на эту территорию, но пытается выбелить только часть рынка – фиктивную самозанятость. Причем пока что это не незаконная модель, а просто схема налоговой оптимизации. Причем, по оценкам экономистов за 2018 год, через эту схему прокручивается в 26-32 раза меньше денег, чем через офшоры. Так что вред от единщиков есть, но в списке врагов госбюджета они далеко не на первом месте. Кроме офшоров их опережают контрабанда, контрафакт, конвертационные центры и еще несколько масштабных схем по уклонению от уплаты налогов.

Почему именно вариант с единщиками так удобен и популярен, объясняет налоговая нагрузка. С зарплаты сейчас взымается три вида налогов – единый социальный взнос (22%), налог на доходы физлиц (18%) и военный сбор (1,5%). Итого – 41,5%. Модель с ФЛП первой группы – это единый налог в размере 10% от прожитминимума в месяц, то есть 192,1 грн, второй группы – 20% минималки (834,6 грн), третьей группы – 3% от дохода для плательщиков НДС и 5% от дохода для неплательщиков. Разница очевидна и не в пользу первого варианта. Поэтому модель с самозанятостью и распространена. Причем особенно широко в сфере услуг, АПК, строительстве, продажах и IT.

На этом этапе отношение к законопроекту и разошлись в разные стороны. Документ считают попыткой наступить на сферу IT, которая дает 4% украинского ВВП.

«Инициативы Минсоцполитики направлены последние годы против малого и среднего бизнеса, против рабочих мест и против экономики Украины, – критикует законопроект народный депутат Оксана Продан. – Третья группа упрощенной системы имеет гораздо большую налоговую нагрузку, чем общая система, именно единый налог позволил развить IТ-отрасль и не только ее».

Нардеп Татьяна Острикова указывает на то, что законопроект ударит по потенциалу развития страны, который и обеспечивает IT, и напоминает, что представители этой сферы легко могут изменить страну проживания.

«Признаки трудовых отношений прописаны слишком широко в сложно, – также обращает внимание Острикова. – На практике это приведет к одному – Гоструда будет все договоры между предприятием и ФОПами называть трудовыми отношениями со ссылкой на нормы Кодекса законов о труде».

Почему не стоит волноваться?

На то, что нормы законопроекта не касаются только IT, обращает внимание экономический эксперт Сергей Фурса:

«Не надо прикрываться ITшниками и их вкладом в экономику Украины. Потому что во всех ресторанах, даже когда там средний чек больше минимальной зарплаты, эти самые чеки выдают ФОПы. Потому что сети спортзалов – это ФОПы. Потому что кассиры в супермаркетах – ФОПы. И рестораны не переедут в Польшу, и супермаркеты не исчезнут, если там навести порядок. Но зато будет честная конкуренция, когда компании, которые работают без схем, не будут выглядеть «лохами» на фоне тех, кто все оформил через ФОПы. И это все давно пора было прикрыть. Потому что в Украине сотни и тысячи больших компаний, вся деятельность которых построена через ФОПы. И это ненормально. Это может быть законно, но только потому, что хитрые юристы нашли лазейки, что позволило использовать механизмы поддержки малого бизнеса для бизнеса большого. Но это пагубно для экономики. Прежде всего потому, что искажает конкуренцию. И потому, что дает пищу неравенству».

Также эксперт утверждает, что до выборов ФЛП трогать не будут, так что переживаться раньше времени не имеет смысла.

Замглавы Совета НБУ Тимофей Милованов также указывает на факт неравенства. Это приводит к тому, что для разных отраслей действуют разные налоговые ставки, поскольку в IT использовать модель с применением ФЛП просто, а в металлургии, например, практически невозможно.

«Люди и бизнес, которые протестуют против предложения правительства, на самом деле протестуют против повышения ставки налогов, если ФЛП нельзя будет использовать, – считает Милованов. – Но это разные вещи – создание прозрачных и одинаковых правил игры для всех и увеличение налогов. Можно отменить ФЛП и одновременно уменьшить официальные налоги».

Однако именно аргумент о борьбе с неравенством и заставляет некоторых экспертов называть нормы, предложенные законопроектом, социалистической уравниловкой. Экономика меняется, появляется креативный класс, которому и не подходит действующая модель налогообложения. Тем более, что в Украине годами меняют КЗоТ, написанный в далеком 1971 году, когда об аутсорсе и слыхом никто не слыхивал.

Кроме того, попытки наехать на единщиков тоже не первые. Отменить хотя бы третью группу ФЛП в 2018 году Верховной Раде уже предлагали, правда законопроект №8089 с таким предложением все же был отозван. Нынешнюю инициативу поэтому и стали воспринимать как продолжение старой песни.

Тем временем мирить оппонентов взялся министр социальной политики Андрей Рева. Он заявил, что ФЛП как работали, так и будут работать, а бороться хотят только с налоговой оптимизацией. Также уточнил, что законопроект будет бороться именно с крупными предприятиями, которые используют этот вид налоговой оптимизации.

«Когда мы слышим критику, она звучит именно от тех, кого он не касается, – заявил министр. – Кто критикует законопроект? ITшники. Хочу успокоить: не о них идет речь. Кто еще критикует? Журналисты-фрилансеры. Еще раз говорю: не о них идет речь».

Вот только пока что в тексте законопроекта не указано, что бить он будет исключительно по крупной рыбе, а не по креативному классу. Остается надеяться, что детали пропишут после окончания обсуждения, то есть в марте.

Источник

Можливість коментувати відключена.