Оксана Продан: Система попалась на взятке

Народный депутат, глава Всеукраинского объединения малого и среднего бизнеса “Фортеця” – о том, как ослабить коррупционное давление на бизнес.

Если вбить в поисковик “попался на взятке“, сразу выскочат десятки живых историй о том, как правоохранители и чиновники создают “привлекательный“ климат для бизнеса в разных уголках нашей страны.

Данные Европейской бизнес-ассоциации свидетельствуют о том, что число недовольных инвестиционным климатом в Украине уменьшилось на 20%. В прошлом году таких было 58% общего числа опрошенных предпринимателей. В этом – 38%.

Но это не должно расслаблять или радовать, так как за рубеж в последнее время выехали сотни тысяч граждан Украины, многие из них и были теми “недовольными“ предпринимателями.

О высоком уровне коррупции заявили и 46% опрошенных ЕБА респондентов, а 48% считают, что инвестклимат, по сравнению с прошлым годом, вообще не изменился.

Поборы никуда не делись. Из опыта общения с предпринимателями и по тем запросам, которые приходят ко мне как депутату, могу выделить несколько видов коррупции.

Первый – дань правоохранителям, чиновникам местных исполкомов, представителям контролирующих органов за невмешательство в предпринимательскую деятельность или за “страховку“. При этом довольно часто все начинается именно с вмешательства контролеров. Например, в ходе проверки находится надуманное или реальное нарушение.

Далее идут угрозы уголовным делом либо сумасшедшими штрафами. И, наконец, следует предложение все решить мирно. В результате предприниматель попадает на крючок, и в большинстве случаев вынужден заносить в кабинеты ежемесячно. Верх “профессионализма“ здесь – открыть уголовное производство в одном органе, прежде чем оно будет открыто в том, где готовятся реально вести следствие.

Второй вид коррупции – в связи с предоставлением разрешительных документов на предпринимательскую деятельность. И хотя здесь в значительной мере и переведены процедуры в онлайн, которые предоставляются специальными автоматизированными центрами административных услуг, но если речь идет о потенциально прибыльном направлении, в игру сразу вступает человеческий фактор. Вы подали документы и ждете ответа, а его все нет. Через некоторое время вам могут позвонить якобы бывшие сотрудники данного центра услуг либо исполкома такого-то местного совета, которые всех и все там знают и готовы вам помочь. Конечно же, за определенную сумму.

Третий вид коррупции – в связи с арендой земельного участка либо объектов коммунального имущества – офисов, помещений. Большая часть суммы идет, как правило, в карман чиновнику, официальная плата – мизер. Причем, деньги взимают как за заключение договора аренды, так и за его дальнейшее нерасторжение или продление. В этом случае предприниматель также попадает на крючок и вынужден вносить платежи регулярно.

Четвертый вид связан с разрешениями или согласованиями на размещение временной торговли. Этот вид коррупции особенно популярен сейчас в южных областях во время курортного сезона, когда сотни тысяч украинцев отдыхают у моря, а местные предприниматели стремятся предоставить свои торговые услуги на пляжах либо в непосредственной близости к ним.

Пятым видом поборов остаются, как ни странно, даже после введения системы ProZorro, откаты в сфере государственных закупок. Ведь важную роль после выигранного тендера здесь играют своевременно подписанные договора подряда на выполнение работ, поставку товаров и услуг, внесение изменений в условия закупок, акты выполненных работ и т. д.

Этот список не является исчерпывающим. Он взят из жизни и ежедневного общения с представителями малого и среднего бизнеса. И опыт показывает, что для них взятки и откаты чиновникам до сих пор остаются главным вызовом, а “коррупционный налог“ – самым высоким.

На вопрос, кто виноват, ответ очевиден: система регулировании экономики, действующие правила и нормы законов, которые делают предпринимателей зависимыми от подписи, решения, действия или бездействия чиновника. Что же делать?

Во-первых, изменить систему регулирования экономики, отказаться от вялотекущего процесса дерегуляции и принять законопроект № 3367. Во-вторых, создать государственное бюро финансовых расследований без правоохранительных функций, без спецподразделений, из «белых воротничков», которые камерально будут вычислять злоупотребления и неуплаты. В-третьих, сформировать внутренний национальный рейтинг регионов, городов и районов – по образцу того же Doing Business. Он должен быть одним из главных критериев оценки работы власти на местах. И государственной исполнительной, и мэров с местными советами.

А главное – перевернуть пирамиду отношений между налогоплательщиками и властью. Мы платим налоги, и чиновники призваны решать проблемы, а не создавать их.

Источник

Можливість коментувати відключена.