Оксана Продан: “Нам нужен результат, а не процесс”

Лидер Всеукраинского объединения малого и среднего бизнеса “Фортеця” Оксана Продан — одна из критиков отдельных положений законопроекта №7142, касающихся учета плательщиками единого налога приобретенных товаров на основании первичных документов.

БИЗНЕС уточнил, что не устраивает народного депутата в инициативе, которую поддерживает Коалиция “За детенизацию экономики”

— Насколько корректны оценки объемов теневого бизнеса в стране, которые сейчас озвучивают Мин­экономразвития, отраслевые объединения и эксперты? Что, по вашему мнению, является критерием для отнесения бизнеса к теневому?
— Сложно говорить о корректности исследований. Об этом лучше спросить у авторов — они разрабатывают методику, анализируют массив данных и несут ответственность за цифры, которые обнародуют.

Но вопрос не столько в цифрах, сколько в том, как их интерпретируют и какие выводы делают. В последнее время некоторые политики и эксперты путают причину и следствие, когда говорят о теневой экономике.

Звучит это примерно так: половина экономики в тени, виноваты, конечно, предприниматели, давайте их больше контролировать и наказывать, и это решит все наши проблемы.

Я принципиальный противник подобного подхода. Теневая экономика — реакция на плохую работу чиновников. Для чего мы платим налоги? Чтобы государство создало равные правила игры для всех.

Правила, которые стимулируют развитие, помогают создавать новые предприятия. Но вместо этого чиновники вставляют палки в колеса, ищут способы, как бы “заработать” на предпринимателе. Это главная причина столь высокого уровня теневой экономики.

— Что, на ваш взгляд, должен включать в себя комплекс мер по детенизации экономики? Какие законодательные изменения сейчас необходимы в первую очередь?
— Такие, которые полностью изменят систему регулирования экономики. Я инициировала соответствующий законопроект (#3766). Его особенность в том, что после принятия документа у чиновников и депутатов будет ровно год на создание европейской системы регулирования.

Через 365 дней старые нормы утратят силу, поэтому или будет создана новая прозрачная система, которая поспособствует детенизации, или чиновники потеряют работу.

Нам нужен результат, а не процесс, поэтому я за такой подход.

— Министерство финансов и группа народных депутатов выступили с инициативами в части применения РРО. Насколько удачными вы считаете предложенные изменения? Какие основные замечания к ним можете назвать?
— У нас снова пытаются поставить телегу впереди лошади. Любое расширение сферы применения РРО без изменения системы администрирования кассовых аппаратов приведет к уничтожению малого бизнеса.

Хочу напомнить, что еще в декабре 2015 г. на заседании Национального совета реформ первые лица государства дали слово сохранить упрощенную систему налогообложения и возместить стоимость кассовых аппаратов в случае обязательности их применения плательщиками единого налога.

Тогда же было принято решение реформировать систему администрирования РРО. Но воз и ныне там. Законопроект #4117 прошел только первое чтение, работа по нему фактически заблокирована.

— Насколько известно БИЗНЕСу, вы выступили с критикой отдельных положений законопроекта #7142, касающихся учета плательщиками единого налога приобретенных товаров на основании первичных документов. Почему?
— Я вижу опасность в том, что этот законопроект ликвидирует упрощенную систему налогообложения. Малый и средний бизнес — это 6,5 млн рабочих мест, или 79% всех занятых в Украине.

Когда кто-то вносит подобные предложения, он должен честно ответить, готовы ли мы потерять эти рабочие места. И если да, то какую альтернативу предлагают авторы подобных инициатив.

Источник

Можливість коментувати відключена.