Оксана Продан: “Как стать интересными миру?”

Нардеп Оксана Продан – о давлении на бизнес, новых законопроектах и технологическом скачке.

«Прочитал, что в конце октября Украина поднялась на четыре позиции в рейтинге легкости ведения бизнеса Всемирного банка Doing Business. За счет чего это произошло?» 

И. Сидоренко, Чернигов.

КАК ЗАДАВИТЬ БИЗНЕС?

- Оксана, прокомментируйте, пожалуйста, новое достижение Украины.

- Я не считаю достижением подъем на четыре ступени в рейтинге, потому что правительство и парламент специально под этот рейтинг на протяжении года принимали законы и постановления. Но мы принимаем много решений, а результат пока слабый, если говорить об условиях работы бизнеса и давлении на него, создании новых рабочих мест, росте экономики.

- Тогда для начала, что вы считаете давлением на бизнес?

- Это вовсе не обязательно «маски-шоу». Чаще всего, это – сознательное затягивание выполнения своих обязанностей чиновниками. Иногда руководитель администрации не объявляет общественные слушания, как должен делать по закону, а работник министерства не дает разрешение или сертификат на какую-либо деятельность. Или орган местного самоуправления не соглашается на аренду (выкуп) земельного участка, и инвестор уходит из проекта. Либо комиссия долго рассматривает заявление о неправомерности блокировки налоговой накладной, а тем временем средства предприятия изъяты, оно не может выполнять свои обязательства. Тогда бизнес не только не развивается, но сворачивается.

- Какой бизнес под такого рода давлением?

- Системное давление осуществляется на малый и средний бизнес. А крупный часто сам становится субъектом давления, ведь его представители влияют на решения на разных уровнях власти. Один из последних ярких примеров: крупные налогоплательщики исключены из мониторинга налоговых накладных, их блокируют только у мелких и средних предпринимателей. Но и у крупного бизнеса могут возникать сложности, к примеру, с прохождением процедуры землеотвода, сертификацией, администрированием  тех же экологических платежей.

ЧЕМ МОЖЕТ ПОМОЧЬ ГОСУДАРСТВО?

- Что должно сделать государство, чтобы бизнес-климат действительно начал улучшаться?

- Главное условие – справедливые суды: только так можно гарантировать защиту права собственности и в отношениях с государством, и с деловыми партнерами. Нужно, наконец, ввести прозрачные, понятные правила – одинаковые для всех. А чиновники должны автоматически выполнять свои обязанности и нести ответственность за свои действия или бездействие. Это в плане регулирования экономики.

В коммерческом плане важна стоимость производства, а это – и размер налогов, и сложность их администрирования, и процент изъятия из обращения, например НДС, и размер кредитных ставок. Все это сейчас делает товар украинского производства неконкурентным не только в мире, но и у нас в стране. Например, чтобы купить сырье или оборудование для легкой промышленности, нужно брать кредит. За рубежом кредитные ставки для бизнеса втрое ниже. И процент по кредиту включается в стоимость. А  украинскому бизнесу нужно больше отдать, чтобы что-то произвести. Или за оформление документов для уплаты экологического налога нужно заплатить больше, чем сам размер платежа.

- По информации Минюста, в Украине ежедневно проходит около 250 обысков бизнеса. 16 ноября Рада приняла закон о противодействии давлению на бизнес (№7275). Насколько он защитит предпринимателей?

- Этот закон делает невозможным незаконное изъятие компьютерной техники, систем и серверов, позволяет привлекать адвокатов на всех стадиях процесса, вести видеофиксацию обыска на предприятии. Но сам закон, конечно, не является панацеей от нарушений, совершаемых правоохранителями. Нам нужны суды как непредвзятый и объективный арбитр. Такие, которые не будут принимать доказательства, полученные с нарушениями, которые начнут судить и правоохранителей за давление на бизнес.

- Откуда возникла проблема с регистрацией налоговых накладных?

- В ближайшие две недели наш комитет (по налоговой и таможенной политике – Ред.), Минфин, Фискальная служба и представители бизнеса будем думать, как остановить эти накладные. Система электронного администрирования НДС построена на том, чтобы изъять у плательщика 20% и создать ему новые зависимости. Летом должен был быть проведен тестовый режим блокировки налоговых накладных, но не успели. В результате около 6 млрд грн у бизнеса выведено. А по решению Минфина, блокировки применяют только к тем, кто платит менее 5 млн грн налогов. Снова страдает малый и средний бизнес. Декларации за июль-август вообще «зависли».

Минфин пока ищет решение. Наш комитет же предлагает вернуться в тестовый режим и не изымать средства до тех пор, пока система не будет полностью отработана. Но крупный бизнес против, потому что средства, изъятые у малого и среднего бизнеса, облегчают автоматическое возмещение НДС крупному.

ПОЧЕМУ В УКРАИНЕ «НЕТ ТАМОЖНИ»?

- У нас по законодательству одинаковые преференции для всех видов бизнеса?

- В мае этого года правительство утвердило «Стратегия развития малого и среднего бизнеса до 2020 г.» (распоряжение Кабмина №504-р от 24.05.2017 – Ред.). Но для малого и среднего бизнеса, на самом деле, там нет поддержки: преференции указаны только на бумаге. Ни для кого не секрет, что в парламенте малый и средний бизнес представляют всего несколько депутатов, но очень много народных депутатов, так или иначе, имели дело с крупным бизнесом как менеджеры или партнеры. И им ближе его специфика.

Мелкому бизнесу – в помощь международные проекты: европейская программа повышения конкурентоспособности предпринимательства и поддержки малого и среднего бизнеса COSME, программы ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития. – Ред.), Европейский фонд для Юго-Восточной Европы, Немецко-украинский фонд, Восточное партнерство и другие. Они помогают разрабатывать бизнес-планы по формуле «50 на 50», когда половину оплачивает международная программа, половину – предприниматель. Также можно получить через «Ощадбанк» кредиты на развитие бизнеса не под 24% годовых, а гораздо ниже.

- Как вы оцениваете работу украинской таможни?

- Я считаю, что сегодня таможни нет, пусть простят меня все таможенники. Есть часть ГФСУ, которая специализируется на взимании налогов с импорта. Других функций, присущих таможенным органам, никто не выполняет. Таможня должна быть субъектом взаимоотношений с таможнями других стран, она должна быть независимой ни от налоговиков, ни от Службы безопасности. Тогда с таможенников можно спросить о сроках таможенного оформления, об их методах работы, о таможенной стоимости, прочее.

- Какие законопроекты сейчас у вас в работе?

- Достаточно. Законопроект № 3766 о комплексном изменении системы регулирования экономики. Законопроект №5711 о снижении штрафов в трудовом законодательстве. Нам нужно ввести финансовую ответственность фискалов за их действия через проект закона №1265. Целый ряд проектов ждут органы местного самоуправления. Готовим законопроекты по налогу с доходов физлиц, по налогообложению недвижимости, по регистрации общественных объединений.

КАК БОРОТЬСЯ С МОНОПОЛИЯМИ?

- Недавно премьер-министр Владимир Гройсман заявил, что бизнесу в Украине не дают развиваться монополисты. Начнется ли у нас демонополизация экономики или все будет так же, как с деолигархизацией, которая вроде как уже прошла?

- Все говорят, что нужно помогать малому и среднему бизнесу. Но по тем же фермерам что получается? По факту в последние годы ликвидирован спецрежим по НДС, а почти половину всех дотаций АПК перечислили двум крупным агрохолдингам. А при автоматическом возмещении НДС крупным зернотрейдерам налоговые накладные для фермеров блокируются. Я за автоматическое возмещение НДС, но для всех, а не избирательно.

В начале ноября парламент принял в первом чтении ряд законопроектов, которые в будущем помогут лучше контролировать монополистов и создадут больше поля деятельности для Антимонопольного комитета. А сейчас даже сложно сказать, в какой отрясли у нас нет монополий. Чтобы зайти в крупную торговую сеть, бизнесу нужно пройти отбор, заплатить, чтобы продавать свои товары. Де-юре есть конкуренция, а де-факто – одни монополии.

Монополии могут быть только естественные в тех секторах, которые обеспечивают экономическую безопасность страны. И контроль в них должен быть у государства. Все остальные госпредприятия нужно приватизировать по прозрачной процедуре.

- Есть такое мнение, что рыночные реформы по рекомендациям Запада, в частности МВФ, приведут к деиндустриализации нашей экономики. Как вы к этому относитесь?

- Нужно создавать возможности для развития и инвестиций. И если мы сумеем заинтересовать инвесторов тяжелой промышленностью (а у нас все-таки есть производственные мощности, сильные кадры, конструкторские наработки), прекрасно! Но не забывайте, что тяжелая промышленность – это третий технологический уклад, ее переработка – четвертый, а мир уже идет в шестой. Если мы хотим строить будущее, а не тянуть прошлое, то надо сделать скачок, чтобы быть интересными миру, быть конкурентными.

Ирина ВАНДА

Источник

Можливість коментувати відключена.