Оксана Продан: Это – презумпция виновности

Председатель Всеукраинского объединения малого и среднего бизнеса “Фортеця”, член парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики – о том, как спасти бизнес от злоупотреблений трудовых инспекторов и драконовских штрафов. Оксана Продан: Это – презумпция виновности Оксана Продан

В Украине чиновник, если даже нарушает закон, часто оказывается прав, потому что имеет гораздо больше возможностей, чем обычный налогоплательщик. К сожалению. А поскольку мораторий на проверки бизнеса с 2019 года окончательно ликвидирован, возможностей у контролирующих органов “нагибать” предпринимателей стало намного больше. Прежде всего, речь о проверках со стороны Госслужбы труда. У ее инспекторов практически безграничные возможности, которые предоставил Кабинет Министров своим постановлением № 295.

Например, инспектор имеет право беспрепятственно проводить внеплановую проверку без предварительного предупреждения в любое время суток, если считать, что это поможет выявить нелегальных работников. Причем ревизор формально обязан предупредить предпринимателя о своем приходе не позднее чем за 10 дней. Но может этого и не делать, если считать, что предупреждение исказит результаты проверки.

Также в постановлении Кабмина № 295 указано, что требование инспектора о предоставлении доступа в помещения предприятия для ознакомления с документами и общения с сотрудниками является обязательным к исполнению.

Вопросов, которые могут проверять инспекторы труда, тоже целый список. Это и возможные нарушения законодательства о труде по наемного работника, и правила оформления трудовых отношений, и выявления неоформленных работников, и задолженность по выплате заработной платы.

При этом повлиять на действия проверяющих бизнес не способен. Де-факто, предпринимателей лишили прав, в отношении них действует презумпция виновности.

Работодатель может разве что не пустить инспектора на порог, если тот не имеет служебного удостоверения или направления на проведение проверки, подписанного его руководителем или заместителем с указанием предприятия, на котором проводится проверка. Кроме того, проверка должна проводиться в присутствии руководителя субъекта хозяйствования или его уполномоченного представителя. Согласно процедуре, инспектор обязан сделать запись в журнале регистрации мероприятий государственного надзора. Продолжительность проверки не может превышать 10 рабочих дней, а субъектов малого и микробизнеса – двух рабочих дней. Также инспекторам запрещается изымать оригиналы финансовых документов, компьютеры и проверять вопросы, которые являются предметом рассмотрения в суде.

Но, повторюсь, что у сотрудников Гоструда сейчас почти неограниченные полномочия. Поэтому подготовиться к их визитам можно только заранее. В момент проверки работодатель не имеет возможности что-то исправить. Разве что по итогам в акте написать свои замечания. И то, особого смысла в этом нет. Ведь даже если обжаловать предписание, жалобу предпринимателя рассматривает – внимание! – непосредственный руководитель инспектора. И все мы прекрасно понимаем, какие шансы, что он признает действия своего сотрудника неправомерными. Они почти нулевые. Еще Гоструду можно подавать в суд. Но это – и время, и деньги. Большинство предпринимателей не имеют средств на то, чтобы бороться с чиновниками.

Жить и нормально работать согласно правилам этой системы невозможно, поэтому нужно полностью менять подходы к проверкам, отменять дискриминационные нормы и уменьшать штрафы, размер которых в 2019 году еще вырос и составляет 417 тыс. грн.

Первоочередная задача – принять законопроект № 5711. Он предусматривает уменьшение трудовых штрафов в десятки раз, отменяет двойную ответственность за одни и те же нарушения, устанавливает размер санкций на экономически обоснованном и юридически обусловленном уровне, который будет учитывать характер и тяжесть правонарушения. В то же время законопроект сохраняет общий принцип ответственности и дополнительно вводит ответственность работодателя перед работником.

Что важно, законопроект № 5177 поддержали более 60 народных депутатов, ряд местных советов, в том числе пять советов областных центров, Совет предпринимателей при Кабинете Министров, Федерация работодателей и много других общественных организаций и объединений по всей Украине. Всего было более 40 коллективных обращений. Его поддержал и профильный парламентский комитет. Но законопроект в сессионный зал до сих пор не попал. Ведь чиновники опасаются, что Верховная Рада его поддержит, и контролеры останутся без возможностей для “заработка”.

Источник

Можливість коментувати відключена.