«Евробляхеров» не успокоить: На выборах в Раду появится новая сила

Протесты владельцев автомобилей с иностранной регистрацией перешли в разряд политики, отмечают эксперты. Они не исключают, что удовлетворение требований по растаможке автомобилей активистов не успокоит, и ждут к выборам появления политсилы под эгидой «евробляхеров».

«Все политизируется»

В ночь на 8 ноября рядом со зданием Верховной Рады, митингующие владельцы автомобилей с иностранной регистрацией (т. н. «евроблях») остались ночевать прямо своих машинах, чтобы с утра продолжить акцию, которую они начали 7 ноября. Пикетчики добивались принятия законопроектов, снижающих акциз на растамаживание автомобилей. И добились. Рада поддержала новые правила растаможки.

Эксперт Александр Дубинский отмечает, что акциз установлен на уровне 250-500 евро. «А НДС же никто не отменил при растаможке, правда? То есть, плюс 20% к стоимости машины, определенной таможней. При этом оценка автомобиля будет делаться не по вашим липовым справкам о покупке польской фирмой за 1000 евро, а по справочникам таможенников, в которых будет стоить не 1000 евро, а 5000. То есть, стоимость растаможки 10-ти летнего авто  ценой в 1000 евро составит, как минимум, 1500 евро.  В 2.5 раза дороже стоимости самой машины. Успех», – иронизировал он.

Дубинский не исключает, что протестные акции с принятием новых правил не прекратятся. А эксперт по вопросам транспорта Вячеслав Коновалов считает, что ближе к выборам может появиться политическая сила под эгидой «евробляхеров».

«Все политизируется и переходит в разряд политики. Подозреваю, что ближе к выборам может появиться некая политическая сила под эгидой евробляхеров, которые постоянно накаляют ситуацию», – сказал он.

Отметим, что центр Киева 7 ноября оказался в автомобильных пробках. Был перекрыт правительственный квартал и часть проспекта Победы. Десятки машин митингующих выстроились от Европейской площади вдоль улицы Грушевского.

Акция носила «предупредительный» характер и касалась не только растаможки. Участники акции выступали так же против повышения цен на горючее и за обеспечение надлежащего качества дорог. Активисты так же требовали увольнения главы Укртрансбезопасности Михаила Ноняка.

К протестующим обратился министр инфраструктуры Владимир Омелян, который заявил, что уже обращался к правительству по поводу увольнения главы Укртрансбезопасности, и обещает сделать это повторно.

Следует отметить, что в Украине 425 тыс. авто с иностранной регистрацией (при общем числе 9.1 млн зарегистрированных транспортных средств в стране). Часть  «евроблях» на балансе  польских, литовских, болгарских и других фирм, якобы использующих эти автомобили для работы.  Еще больше находятся в стране незаконно.

По данным Государственной фискальной службы Украины на начало этого года более 246 000 автомобилей с иностранной регистрацией находятся на таможенной территории Украины с нарушением сроков, из которых в режиме «транзит» более 82 000 автомобилей, а в режиме «временный ввоз» более 164 тысяч.

Такую машину можно купить и за тысячу долларов, а средняя стоимость растаможивания одного автомобиля с пробегом составляла 2,8 тыс. долл. Теперь сумма уменьшится, но полностью проблема не исчерпана.

Проблема не исчерпана

Александр Дубинский отмечает, что никто не отменял запрет на разукомплектацию и использование автомобилей с иностранными номерами в коммерческих целях, а также передачу права управления.

А Вячеслав Коновалов напоминает, что недавно разразился очередной скандал, оказывается, выявили достаточно большое количество краденых машин. «Около 1700 автомобилей ввезенных в Украину оказались на поддельных номерах. Подозреваю, что это верхушка айсберга и очередная коррупционная схема»,- сказал он.

По оценке Коновалова, имеется целый ряд коррупционных схем, по которым работает несколько группировок. «От них отказываться не хотят, поэтому происходит имитация бурной деятельности, когда полиция и таможня показательно подают на евробляхеров в суд. Однако на фоне более 400 тысяч евроблях 10 решений судов выглядит смешно. Кто-то на этом хорошо зарабатывает»,-  говорит он.

Эксперт напомнил о том, что 22 октября, пресс-служба Верховного суда Украины сообщила, что суд признал законным бессрочное использование гражданами автомобилей с иностранной регистрацией, ввезенных в страну в режиме «транзит». По его словам, такое решение лишь подливает масла в огонь.

««Евробляхи» уже стали значительным фактором на рынке, и это доказывает статистика за сентябрь – покупки новых автомобилей упали на 20%…Так как иначе ситуация на рынке будет ухудшаться и далее», –  отметил Коновалов.

По его мнению, для того, чтобы решить проблему, нужно дать амнистию в 500 долларов владельцам автомобилей старше 10 лет. Но автомобиль возрастом до 10 лет нужно облагать налогом. Народный депутат Оксана Продан (БПП)ранее анонсировала подобное новшество.

Она сообщила о законодательной инициативе, согласно которой все люди, которые сегодня пользуются автомобилями на временных европейских номерах, должны будут явиться в МВД, «взять на себя ответственность за безопасность автомобиля, заплатить около 500 евро, взять украинский номер и ездить».

Пока до реализации такой инициативы дело не дошло. Решено лишь установить базовые ставки акцизного налога для нового легкового автомобиля с бензиновым двигателем объемом 1000 куб. см в размере 50 евро за единицу, а для новой машины с дизельным двигателем объемом 1000 куб. см — 75 евро за единицу.

У каждого автолюбителя будет 180 дней после вступления в силу закона, чтобы оформить свое авто. Если это сделать в первые 90 дней — ставка будет 0,5. В последующее три месяца действует старая ставка, но без штрафных санкций.

Эксперты не исключают новых акций протестов с участием «евробляхеров». Они напоминают, что массовые протесты владельцев автомобилей с иностранной регистрацией уже проходили в июле и сентябре. Политолог Руслан Бортник тогда отмечал, что  акции фактически были направлены  против правительства Гройсмана и против «Народного фронта».  «Нельзя исключить, что за протестами могут стоять люди, близкие к Банковой», – говорил он.

На этот раз акция «евробляхеров» совпала по времени с пикетом Кабмина, организованного радикальными организациями. Параллельно с протестами автолюбителей, члены Единого союза патриотов Украины, Национальных дружин, Национального корпуса и Ветеранского братства, бойцы батальона «Айдар» и  ветераны АТО, требовали учредить в Министерство по делам ветеранов.

Источник

Можливість коментувати відключена.